Есть довольно распространенное мнение, что франчайзинг появился еще при королеве Испании Изабелле I, которая передала Колумбу франшизу на ведение торговых отношений с Новым Светом. Пока данное утверждение представляет собой лишь предположение, которое не подтверждено научными данными.
В статье расскажем об истории становления франчайзинга как полноценной бизнес-модели. Кстати, сегодня вы можете купить франшизу на businessmens.ru.
Где начинаются истоки франчайзинга
Если взглянуть вглубь истории, то можно выделить два примера франчайзинга, которые приходятся на конец 19-го века:
- бизнесмен Исаак Зингер, который был основателем крупнейшего предприятия по производству швейного оборудования и занимался их обслуживанием, предложил другому предпринимателю Эдварду Кларку создать общую компанию под названием «Объединение швейных машин». Идея оказалась удачной — все компании, которые входили в это коммерческое объединение, начали продавать своим клиентам продукцию под брендом Zinger. Благодаря такому способу организации бизнеса Зингер получил огромное преимущество перед остальными предприятиями, тем самым увеличил свою выручку и продажи;
- компания по производству автомобилей General Motors начала предлагать другим компаниям дилерское сотрудничество — продавать продукцию GM в разных городах страны. Благодаря такой схеме компания General Motors построила свою собственную дилерскую сеть по всей стране — вскоре продукцию этого бренда начали продавать не только автомобильные фирмы, но и компании, которые специализировались на продаже велосипедов.
Этот опыт оказался очень успешным, и вскоре его приняли другие предприятия, которые занимались производством автомобилей. Например, одной из первых стала компания Генри Форд.
Когда и как появился современный франчайзинг
Модели, разработанные Зингером и компанией General Motors, нельзя в полной мере назвать франчайзингом. Их скорее следует рассматривать как истоки данной бизнес-модели.
Привычная сегодня модель франчайзинга появилась лишь в 20-х годах XX-века — в то время производители товаров начали предлагать магазинам продавать свою продукцию под своим брендом. Особенно данная тенденция получила очень большую популярность в период активного развития экономики Штатов, когда потребность в продукции массового использования у населения резко возросла. Вот тогда и начали появляться широкие дилерские сети производителей товаров по всей стране.
В следующем десятилетии данную идею подхватили компании, которые занимались переработкой нефти. Именно таким образом повсеместно начали появляться автозаправочные станции, работающие под брендами нефтеперерабатывающих компаний.
Примерно в 80-х годах прошлого века большинство крупных компаний начали увольнять менеджеров с целью оптимизировать свои расходы. Те, в свою очередь, начали создавать собственные компании, но при этом они старались нивелировать риски, которые возникали при открытии бизнеса с нуля. Кратчайший путь снизить риски заключался в покупке франшизы, то есть по сути уже готового бизнеса. Для бывших менеджеров это стало отличным способом начать работать «на себя», но при этом в условиях активной поддержки со стороны франчайзи. Таким образом франчайзинг получил второе рождение.
Сегодня франчайзинг является одним из самых эффективных и популярных способов основания собственного бизнеса. Согласно многочисленным статистическим данным, примерно 15% бизнесов, основанных с нуля, остаются работать после первых 5 лет работы, а все остальные прогорают. А что касается франчайзинговых фирм, то за эти 5 лет закрываются только 13% компаний, остальные 87% продолжают приносить прибыль.