Согласно одному из самых масштабных опросов Brightpearl by Sage, в котором приняли участие более 1000 различных фирм, персонал тратит примерно 6 часов в неделю на монотонные и однообразные дела. В долгосрочной перспективе такая нагрузка приводит не только к выгоранию сотрудников, но и к снижению их эффективности. Эксперт в сфере IT Михаил Антипкин делится собственным опытом касаемо автоматизации подобных процессов для улучшения корпоративного климата и результатов работы компании.
Самые затратные по времени задачи персонала в бизнесе
Ежедневно сотрудники различных компаний выполняют ряд действий в соответствии с их функционалом. Однако, помимо ключевых процессов, которые приносят максимум пользы, существуют рутинные операции, требующие значительных временных затрат:
- сортировка сообщений в электронной почте;
- обработка внушительных объемов данных (например, результаты опросов, сверка цифр, регистрация входящей информации);
- заполнение Excel — таблиц, налоговых деклараций, иных форм отчетности;
- деятельность, связанная с управлением финансами, продажами, показателями эффективности, складскими запасами.
Зачастую сотрудники вынуждены брать подобную работу на дом или выполнять ее во время отпуска, что, в конечном итоге, негативно сказывается на удовлетворенности персонала и может привести к возникновению дополнительных ошибок. Согласно вышеупомянутому опросу, более половины руководителей компаний уверены, что автоматизация подобных рутинных задач способна существенно повысить результативность как отдельно взятых сотрудников, так и компании в целом. Однако уровень диджитализации бизнеса остается сравнительно невысоким — в Российской Федерации около 65% фирм так или иначе озадачились этим вопросом. При этом Михаил Антипкин отмечает, что существует ряд продуктивных решений, результат от внедрения которых уже успели получить как крупные рыночные игроки, так и небольшие фирмы. Например:
- ПО для оптимизации процессов в HR. В частности, речь идет о составлении расписаний с учетом пожеланий сотрудников и других условий, фиксировании рабочего времени и различных простоев, упрощении документооборота и организации корпоративных обучений. В качестве примеров программного обеспечения можно назвать облачную платформу Kronos, Workforce Management систему (WFM), кадровый электронный документооборот HRLink.
- Комплексные системы по управлению складским запасами и логистическими операциями. Помимо того, что работа сотрудников склада сопряжена с ежедневной обработкой огромных массивов данных, любая ошибка в их работе способна парализовать работу фирмы. Михаил Антипкин рекомендует обратить внимание на положительный опыт розничной сети “Галамарт”, специалисты которой в прошлом году совместно с “КОРУС Консалтинг” внедрили систему “1С Управление предприятием”. Одно IT-решение заменило работу пяти учётных систем, помогло избавиться от различных микросервисов и невостребованной функциональности.
- Индивидуальные решения в части клиентского сервиса. Речь идет как про функционал сотрудников, непосредственно работающих с клиентами, так и про бэк-офисы, службы поддержки и колл-центры. В этом направлении популярны чат-боты и внедрение ИИ под конкретные запросы заказчиков.
Помимо этого, AI и различные утилиты для автоматизации способны существенно оптимизировать общее управление торговыми точками, мерчендайзинг и запуск рекламных кампаний. По оценкам экспертов, в число которых входит и Михаил Антипкин, через 5 лет больше половины всех рутинных задач в бизнесе будут так или иначе автоматизированы и оптимизированы, что, несомненно, приведет к существенному повышению удовлетворенности сотрудников и росту прибыли компаний. Помимо этого, внедрение подобных решений станет фактором выживания и ключевым фактором успеха при работе в высококонкурентных нишах.